Кто такой скрипт?

Катерина Цуканова, скрипт-супервайзер с 10-летним российским и международным опытом о том, кто такой скрипт в кинопроизводстве.

Скрипт-супервайзер - это человек, который отвечает, прежде всего, за монтажность. Причем всю - начиная от текста, заканчивая кадром. В мои задачи входит контролировать не только
то, что говорят актеры, но еще и как готовы цеха, как выставились на кадр, между сценами и т.д. Но это если коротко.
Вообще, должностная инструкция скрипт-супервайзера насчитывает на данный момент около 20-ти страниц обязанностей.
Так что я могу очень долго рассказывать, кто такой скрипт-супервайзер.
Катерина Цуканова
Вопросы про скрипта.
Чем интересна работа скрипт-супервайзера?

Катерина Цуканова, скрипт-супервайзер с 10-летним российским и международным опытом о том, кто такой скрипт в кинопроизводстве.

Я люблю эту работу именно за то, что твои мозги вообще никогда не расслабляются. Ты всё время анализируешь, что происходит. Поскольку кино - это живой процесс, и зафиксироваться в одном состоянии практически невозможно. То есть начинается новая смена, актёры придумали гениальное решение, которое понравилось режиссеру. Режиссер с оператором ночь не спали и придумали еще одно гениальное решение, а мы командой, съемочной группой дружно воплощаем эти гениальные решения.
Я всегда любила эту работу именно за то, что ты всегда находишься в движении, в драйве. То есть, у тебя нет такого, что ты написала себе план, и он произошёл - нет. Это не про стабильность. И это всегда интересно и захватывающе. Новые задачи. Ты всегда их решаешь. А решаешь ты их всегда! У тебя нет права на ошибку. Хотя все мы, конечно, ошибаемся, все живые люди.
И плюс это всегда позитивное общение.
Задача скрипт-супервайзера - создавать атмосферу для режиссера и для актеров.
Самое главное - ты должна быть всегда на позитиве. Ты должна создавать атмосферу покоя - мы всё решим, мы всё сделаем, мы победим, все будет хорошо, давайте подумаем, как нам всё это сделать и придумать.
Катерина Цуканова
Вопросы про скрипта.
Трудности и подводные камни в работе скрипта.

Катерина Цуканова, скрипт-супервайзер с 10-летним российским и международным опытом о том, кто такой скрипт в кинопроизводстве.

Когда ты умеешь уже все, их нет.
Главное, научиться, довести всё до автоматизма.
Специальность "скрипт-супервайзер" - это ремесло, которое постигается посредством практики.
То есть, чем больше практики ты нарабатываешь, тем меньше подводных камней ты встречаешь.
Если углубляться, самый неприятный подводный камень - это когда переписывается сценарий в съемке в ночь перед сменой. Это заставляет тебя не спать и готовить смену, проводить все стыки заново. И, самое главное, потом смену работать после ночи без сна.
Катерина Цуканова
Вопросы про скрипта.
Путь в кино в «идеальном мире»

Катерина Цуканова, скрипт-супервайзер с 10-летним российским и международным опытом.

В идеальном мире - здорово, если человек, который не связан с кино, сначала обучается профессии. Чтобы иметь хотя бы общее представление, что его ждет. И что, главное, от него ждут.
В идеальном мире человек попадает в сообщество профессиональное либо профсоюз, где он может с более опытными коллегами, как минимум, советоваться. Спрашивать, как поступить в той или иной ситуации, а этично, не этично, а вот сейчас меня просят сделать то-то и то-то, это моя работа или не моя, в какой последовательности мы готовимся... то есть, все эти вопросы, которых миллиард возникает в первые года три, пока ты идешь из проекта в проект, сталкиваясь с разными продакшенами, разными режиссерами. Лучше когда есть кто-то рядом, у кого ты можешь спросить, как тебе быть, каким инструментом лучше пользоваться. Возможно, ты придумаешь какой-то свой инструмент, который удобней для тебя. Я имею в виду сейчас, например, ведение той же скрипт-таблицы или формы скрипт-таблицы, или скрипт-карты, или как ты будешь компоновать сценарии - в электронном, бумажном виде... Это все под конкретную руку. Но пока ты проходишь этот путь, лучше чтоб тебе физически было к кому обратиться, чтоб спросить, правильно ли я делаю, правильно ли то, что сейчас происходит, как лучше, как вы делаете?
И, конечно, когда я начинала, такого не было. И все приходилось путем шишек - набивать шишки и идти вперед постепенно, постепенно.
Сейчас уже существует сообщество скриптов, в нем более ста человек. Существует в профсоюзе ячейка скриптов, мы вступаем в профсоюз. И все это как-то приобретает цивилизованную форму и это, конечно, очень приятно. Я очень радуюсь, когда я это вижу. Я понимаю, что те, кто будут работать дальше в профессии, те, кто только приходит в профессию, их путь более освещен. Не такой он темный и непонятный.
Но прийти на площадку, не зная ничего о профессии, не обучаясь ей, не общаясь с более опытными коллегами, и говорить, что ты - скрипт-супервайзер, это заблуждение. Это кончится какой-то очень неприятной ситуацией, я думаю, для человека.
Катерина Цуканова
Вопросы про скрипта.
Как грамотно выстроить работу с разными режиссерами?

Катерина Цуканова, скрипт-супервайзер с 10-летним российским и международным опытом.

Режиссеры бывают разные. Это всегда разный темперамент, это всегда разное проявление эмоций, это всегда разные методы того, как режиссер справляется со стрессом.
И ваша задача - отделять личное, супер-теплое отношение и работу. То есть, не принимать ничего на личный счет. Это очень важно. Это, наверное, одно из самых сложных. Потому что нужно понимать, что режиссер находится в супер-сложной ситуации. На нем лежит ответственность за весь проект. Тот стресс, который он испытывает, это, наверное, стресс космонавта. Но, по крайней мере, я так всегда себе представляла. Мало того, что ты за креативную часть отвечаешь, ты отвечаешь за то, чтобы выработку сделать ту, которую нужно. А в кино не бывает ни одного дня идеального, у тебя всегда, каждый день что-то происходит, пускай мелочь, но происходит.
Находясь под этим давлением, всегда нужно понимать, что режиссеры могут ругаться, могут кричать в воздух и не всегда цензурно.
Ваша задача - создать ему атмосферу, успокоить. Потому что кино - это все замечательно, работа - это все замечательно. Но мы все люди, мы все устаем. И, наверное, качество быть немножечко психологом, немножечко вставать на место другого человека, ровно как и с актерами - это незаменимое качество скрипт-супервайзера. Потому что актеры тоже всегда по-разному себя ведут. Некоторые актеры, особенно когда у них какая-то напряженная роль по драматургии, и он должен ругаться, они, пытаясь держать себя в состоянии между всеми этими перестановками, поправками, они просто начинают цеплять всю группу. Как энергией питаются. Нужно понимать, что это не к тебе лично. В данный момент ему крайне необходимо, чтоб ему помогли. Опять же, встаньте на место актера, представьте, как это сложно. Ты один, всё светит на тебя, все камеры - на тебя, все смотрят на тебя, а ты не видишь монитор. Ты не видишь, как у тебя это получается, правильно, туда, не туда, играешь ты достаточно или не достаточно. Иногда режиссер молчит, нет никакой обратной связи, и человек, находящийся под таким диким прессом, конечно же, может срываться и вести себя по-разному. Скрипт-супервайзер никогда не должен эмоционировать.
У меня есть майка, я, к сожалению, сегодня не в ней... но я буду в ней на занятиях. На ней написано "Ничего не чувствую - я работаю в режиссерской группе". Вам нельзя ничего чувствовать. Нужно быть всегда психологом и понимать - у всех разные ситуации. Тогда, наверное, уровень культуры и уровень отношения к вам немножечко другой становится.
Катерина Цуканова
Вопросы про скрипта.
Как правильно реагировать на критику?

Катерина Цуканова, скрипт-супервайзер с 10-летним российским и международным опытом.

Критика всегда бывает. Даже если у вас с режиссером абсолютное единение и любовь.
Причем бывает так неожиданно! Я всегда реагировала спокойно. Во-первых, пыталась понять, действительно ли я это ошиблась, или же это коллективная ошибка. То есть, за всё один человек не может нести ответственность.
Если так получалось, что это действительно моя вина, я анализировала ситуацию и исключала пункты из своих действий, которые приводили к данной ошибке.
В любом случае - этика и этика.
"Спасибо за критику, я вас услышала, я приму к сведению, давайте продолжим работать"
Катерина Цуканова
Вопросы про скрипта.
Как вы попали в кино на позицию скрипт-супервайзера?

Катерина Цуканова, скрипт-супервайзер с 10-летним российским и международным опытом.

Я мечтала быть режиссером.
Но родители меня отдали в физико-математический класс. И стала я сначала инженером бродильного производства в виноделии. И пока я ждала, когда начнется учебный год, запускался проект, и искали второго режиссера.
Проект был сразу американский. Режиссер был Марк Дакаскос. Назывался он "Changing Lives".
Я пришла на собеседование со словами "Вы знаете, я, конечно, никакой не второй режиссер. Но я очень хочу работать в кино. И для того, чтоб понять, в какой группе мне интересно было б работать, в каком департаменте, возьмите меня просто на площадку. Ну вот просто".
Человек, который впоследствии... я его называю "кинопапой", это Владимир Железняков. Это сын очень известного советского оператора Валентина Железнякова, он, конечно, заулыбался. Он очень много лет проработал в Америке, в Голливуде в том числе, не ожидал такого в России увидеть. Потому что, говорит, в России обычно спрашивают "Сколько вы будете мне платить". А тут...
В общем, мы дождались Марка, когда он прилетел в Россию, и спросили его... а поскольку в Америке практика, когда берут студента или стажера за набором опыта, очень распространена, меня взяли.
Меня сначала хотели взять просто как ассистента на площадку, в ночь перед съемками хлопушка не смогла выйти на проект. И моя судьба решилась в один день. Хлопать я не умела. Я не умела ничего. Но Владимир меня очень грамотно обучил и тогда он начал мне подкидывать, поскольку не было скрипт-супервайзера на проекте, начал подкидывать азы этой профессии. То есть, я их начала постигать сразу же. Это был, конечно, шок. Потому что такой объем информации, абсолютно новой, для головы -- это был шок полный. Такая проверка. Потому что в кино выживают только те, кто этот образ жизни может считать для себя приемлемым. Не все выдерживают этот график. Работа в кино - это образ жизни. Это не какая-то работа, куда ты пришел, отработал, ушел. Нет, она не заканчивается никогда вообще. Как минимум, пока у тебя идет проект.
И мы отработали первый проект. И так постепенно, постепенно... Я сначала, конечно, работала помрежем. Я наблюдала очень много за площадкой, кто как работает, какой департамент. Постепенно стала выходить на работу скрипт-супервайзера. Всё было очень поступательно, очень правильно в моей жизни. Поэтому, как большинство киношников скажут при вопросе "Как ты попал в кино?" - "Ну как? Случайно"
Вот и я так же - случайно попала.
Катерина Цуканова
Вопросы про скрипта.
Почему вы решили обучать профессии скрипта?

Катерина Цуканова, скрипт-супервайзер с 10-летним российским и международным опытом.

Дело в том, что всё, что наработано, и всё, что я рассказываю на своем курсе, это наработано из практики. Это не вычитано из книжек - вот кто-то так делает, и значит я... нет. Это то, что разработала там лично я. Как оказалось, некоторые коллеги, когда мы все познакомились в сообществе, параллельно точно так же систематизируют материал. Это еще один знак, что это правильное решение, которое работает в разных несоприкасающихся точках. Я имею в виду, допустим, моя задача знать сценарий. Но 16 серий досконально, особенно если они имеют несколько вариаций и переписываются, как я уже говорила, бывает, в процессе, выучить их невозможно. И как систематизировать материал, в какой иерархии его хранить, чтобы за 3 секунды ты могла найти ответ на любой вопрос не из своей головы. Просто потому что твоя голова может тебя подвести. А именно из своих материалов. И как сделать так, что если вдруг случается ситуация, что мне необходимо покинуть проект и передать его другому человеку, как ввести коллегу в уже снимающийся материал. Это тоже важный момент. Есть определенный пласт 10-ти лет моей работы, который я хочу передавать. Я хочу, чтобы, может, не во всей киноиндустрии, но, как минимум, в одном департаменте будет порядок, стандарт. И коллегам будет значительно проще. Мы, скрипты, сейчас находимся в ситуации, с одной стороны, в более простой, с другой -- в более сложной. Простая - она в том, что мы - достаточно новая профессия для России. То есть, мы существуем где-то там 30 лет, в лучшем случае.
Сложность заключается в том, что никто не знает, что делает "девочка в наушниках". Никто! До сих пор иногда приходится продюсерам рассказывать подробно, что ты делаешь. Почему ты стоишь этих денег. Почему ты не помреж? Почему ты не можешь быть помрежем и скриптом. И еще тысячи "почему?" Чем ты полезна режиссеру, чем ты полезна второму режиссеру. С чем можно к тебе обратиться, и где ты выручишь и подстрахуешь.
И все это до сих пор, как ни странно, очень часто приходится рассказывать.
Мне хочется, чтобы... я мечтаю, по крайней мере, что в нашей стране талантливые молодые, способные мыслить, люди будут иметь доступ к информации и реализовывать свои таланты. На базе все-таки программы обучения, а не личного опыта.
Катерина Цуканова
Вопросы про скрипта.
Что будет на курсе "Script-супервайзер. идеальный фильм в таблице"?

Катерина Цуканова, скрипт-супервайзер с 10-летним российским и международным опытом.

Добрый день. Меня зовут Катерина Цуканова, я скрипт-супервайзер.
И я приглашаю Вас на курс, который будет представлен в киношколе KINO CASTE.
При создании этого курса мы уделили очень много внимания практическим примерам. То есть, я вам расскажу не только о теории, я вам расскажу в целом о кинопроизводстве, о иерархии, о документации не только скрипт-супервайзера, а в целом о документации по проекту. Мы будем разбирать с вами реальный сценарий, мы будем с вами работать с реальными плейбеками проектов, которые уже вышли.
Также, мы обязательно с вами разберем весь инструментарий. Я подробно вам расскажу, как им пользуюсь я. Возможно, вы предложите какие-то свои новые решения. Потому что одна голова - хорошо, а две - еще лучше.
Я постараюсь максимально вам раскрыть эту профессию. И рассказать о том, что вас ждет в этом увлекательном мире кино.
Катерина Цуканова
Вопросы про скрипта.
Кто такой локейшн-менеджер?

Олег Якушенков, режиссер-постановщик, Локейшн-менеджер. Мастер курса «Location-менеджер. Ключ от всех дверей»

Расшифровка видео:

Это достаточно многообразная сфера деятельности и зона ответственности, которая предполагает и подготовку объекта к съемке, и сопровождение, и закрытие объекта.
То есть, ты занимаешься объектом, который ищешь в процессе подготовки, во время съемки и после съемки. Достаточно долгий процесс.
И поскольку таких объектов за время съемок набирается несколько в день, то ты должен, как локейшн-менеджер вести сразу довольно большое количество объектов.
Вести - это значит готовить их, постоянно быть на связи с хозяевами, делать все согласования, разрешения и во время съемки присутствовать на площадке. Потому что постоянно возникают какие-то ситуации, которые именно ты можешь решить.
И любой вопрос, который возникает на площадке у оператора, осветителя, администрации, продюсеров, гримеров, костюмеров и всех остальных - это:
"Где Локейшн-менеджер? Пусть он подойдет и поможет!" Вот ты подходишь и помогаешь всем.

К какому цеху относится локейшн? С какими цехами граничат его обязанности?

Жесткой привязки нет. Разные продюсеры по-разному решают положение локейшн-менеджеров группе. Или я называюсь, мы называемся ассистентом директора по объектам, и тогда мы относимся к Административному цеху, являемся заместителем директора. Или нас относят к художественному цеху, что приятнее, и мы тогда являемся заместителем или помощником художника по объектам, и тогда мы напрямую работаем прежде всего с художником, который решает художественные задачи фильма, подбирает соответствующие объекты с помощью локейшн-менеджера.
Поэтому - между художественным цехом и административным. И как правило эти два цеха в нас объединяются, потому что мы решаем всегда административные задачи, которые не относятся к художникам, например, как разместить караван, и какие письма, например, направить в какие инстанции, чтобы нас никто не беспокоил во время съемки, а с другой стороны мы постоянно общаемся с художником, потому что мы с художником обсуждаем художественную концепцию локации и придумываем вместе с художником те локации, которые либо идеально совпадут с желанием режиссера и оператора, либо будут преобразованы художником в идеальные.

На каком этапе нужна помощь локейшн-менеджера?

В этом, наверное, одна из прелестей профессии, что ты как локейшн подключаешься на самом раннем этапе.
То есть на этапе, когда еще даже сценарий не дописан. И это очень интересно, потому что получается, что ты предлагаешь те или иные локации уже на первом этапе. Ты часто меняешь сценарий, то есть часто сценарий переписывается под тот объект, который вдруг окажется интереснее, чем то, что написано в сценарии.
Когда, допустим, железная дорога может превратиться в автомобильную. Аэропорт может превратиться в железнодорожный вокзал, если вдруг железнодорожный вокзал окажется интереснее и покажется интереснее режиссеру, оператору, и через них сценаристу.
Поэтому подключаемся мы на самом раннем этапе.
С чего начинается подготовка к кино - это поиск актеров и подбор локаций.
Обычно мы вот как бы идем параллельно. Допустим, первую половину дня смотрим локации, вторую половину дня режиссер и оператор едут на пробы и ищут актеров.
Во время съемок мы тоже постоянно на площадке, но уже в таком Light-режиме. Мы не пересекаемся практически с режиссерами и операторами, поскольку они уже работают в той локации, которую они утвердили, которая у них в голове, с которой они сжились, и в которой уже даже поменять ничего нельзя, потому что она уже устоялась.
Вот и поэтому, даже когда встречаешься с режиссером или оператором на площадке, они часто удивляются: "Алик, а что ты здесь делаешь? Всё же уже выбрали, зачем ты здесь?"
Они даже представить себе не могут, что твоя работа продолжается и не останавливается, поскольку этот объект нужно, каждый объект нужно открыть, присутствовать на нем и закрывать. Это тоже обязанности локейшена. То есть на данном этапе, во время съемок, это уже административные больше обязанности, чем художественные. А вот как только заканчивается мотор и заканчивается последней съемочный день, обязанности локейшн-менеджера на этом тоже заканчиваются. Дальше начинается постпродакшн, где мы не участвуем, разве что, если понадобится досъемка. Что бывает довольно часто.

Другие статьи по теме:

Олег Якушенков
Вопросы про локейшена.
Какими качествами должен обладать Локейшн-менеджер?

Олег Якушенков, режиссер-постановщик, Локейшн-менеджер. Мастер курса «Location-менеджер. Ключ от всех дверей»

Для того, чтобы успешно существовать в этой сложной многообразной профессии, нужны разные качества.
Во-первых, это коммуникабельность. Это умение располагать к себе людей, причем самых разных слоев социальных, от алкоголиков до директоров больших предприятий. Сегодня ты договариваешься с ночлежкой, а завтра едешь в Сколково и пытаешься превратить Сколково в аэропорт, что довольно сложно. И не очень хочется Сколково, но ты принуждаешь их к этому: "Давайте! Будет здорово!" Они говорят: "Да? Ну, давайте попробуем".
Ну, конечно, нужно быть образованным человеком. Чтобы уметь общаться с людьми разных социальных групп, нужно уметь переключаться на эти разные группы. И говорить на разных языках с каждой группой, что довольно сложно. Скажем, у меня бывают сложности с водителями, например. Или с людьми, которые занимаются транспортом. Я всегда с восторгом смотрю на директоров, которые могут переходить с интеллектуального и возвышенного языка общения с продюсерами на сплошной матерный язык, на котором они общаются с водителями или рабочими на площадке. Это тоже большое искусство.
Коммуникабельность, умение располагать к себе, достаточный уровень образования. Многим помогает наглость, нахальство. Потому что без этого тоже очень сложно.
Нужно очень быстро решать самые разные проблемы. И чем быстрее и неожиданнее ты их решаешь, находишь неожиданный вариант решения проблемы, тем лучше. Поэтому надо быстро соображать, быстро уметь переключаться, как следователь "добрый/злой". Так и ты должен уметь быть жестким на площадке. Если, например, нарушаются законы или правила локации, то пресекать все поползновения к тому, чтобы превратить объект в мусорную свалку или в дискотеку посреди ночи. И в то же время ты должен превращаться в нежного шелкового медвежонка в общении с соседями и с другими людьми, которые постоянно возникают на локации со всех сторон и норовят каким-то образом помешать съемке. Например, взять автограф у режиссера - почему нет? - кажется им, - подошел и взял. Ну, и так далее.
Часто возникают у художника, режиссера или у оператора просьбы, если это историческое кино, найти специальные объекты. Допустим, хайтек или скандинавский минимализм, или барокко, или еще что-то. Конечно, если ты являешься, прежде всего, ассистентом художника, то ты должен соответствовать этому термину и, конечно, разбираться в искусстве. Потому что зачастую тебе ставится задача односложная. Допустим, нужно найти китчевую квартиру. Ты должен понимать, что это такое, и мгновенно реагировать и предлагать именно китчевую квартиру, а не что-то похожее. В этом и заключается качество локейшн-менеджера. За что его и ценят на площадке. За то, что он быстро реагирует и правильно реагирует на любой запрос творческой группы. Поэтому нужно понимать, что от тебя требуют. И для этого существуют референсы. Они очень помогают. Если тебе говорят найти что-то, то, как правило, локейшн просит дать референс. То есть, показать похожую картинку. Потому что тогда будет проще искать. На словах объяснить, как правило, трудно - человек говорит одно, а в голове у него совсем другое. Поэтому мы работаем с референсами часто - с примерной картинкой объекта. Тогда проще.

Другие статьи по теме:
Олег Якушенков
Вопросы про локейшена.
Кто может стать локейшн-менеджером?

Олег Якушенков, режиссер-постановщик, Локейшн-менеджер. Мастер курса «Location-менеджер. Ключ от всех дверей»

Расшифровка видео:

В Москве, где снимается 90 % фильмов, существует некая группа Location Manager, их порядка 120-130 человек. Это все люди нашей профессии и, судя по бесконечным перепискам, это люди совершенно разные — разных социальных групп, разного образования, с чувством юмора, без чувства юмора, молодые, пожилые... Ну в общем где-то я знаю, условно говоря, от 20 до 70 лет. И все они прекрасно работают в профессии, но каждый работает по-своему, в зависимости от того, что они из себя сами представляют. Поэтому прийти в профессию можно отовсюду. Важно, чтобы ты чувствовал себя в ней комфортно. Для этого нужно, прежде всего, уметь разговаривать с людьми, убеждать их и добиваться своей цели, несмотря на противодействие зачастую. То есть, люди этой профессии должны обладать определенными психологическими какими-то навыками, которые будут позволять договариваться с самыми разными объектами, людьми, хозяевами.
Я знаю людей, которые пришли в эту профессию из самых разных профессий. Я знаю, что очень многие стучатся к нам в группу, образно говоря: "Пустите нас к вам!". Директора, вторые режиссеры, администраторы. Всем интересно попробовать эту профессию. Потому что со стороны кажется, что она легкая, что она независимая, и, что она приносит большой доход.
Что, как правило, является неправдой, потому что это скорее пыль в глаза, чем реальность: большие заработки. например, или легкость профессии.
Мы все делаем неимоверные усилия, чтобы со стороны это казалось легкой профессией, но это не так.
Если говорить о том, из каких сфер приходят люди — на моей памяти, вернее среди моих знакомых, действительно есть люди, пришедшие из сферы аренды и продажи квартир, риэлторы. Они действительно пришли прямо вместе со своими базами, со своими наработками многолетними, но таких человек немного. Но это люди, у которых реально есть большие базы квартир и домов, что является самым ценным в поиске объектов. Потому что найти объект доступный, например, кафе, ресторан, кинотеатр, театр может любой человек. Да для этого нужно просто обратиться в соответствующее учреждение и попробовать с ними договориться о съемках. А вот найти квартиру или дом — это большое искусство. Поэтому люди, которые пришли со своими базами, риэлторы, они на особом счету.
С другой стороны, приходят люди из кино, очень многие. То есть, пробуя разные профессии, некоторые останавливаются именно на нашей профессии, потому что она интересная. И она, по крайней мере для меня очень важно, она не зависит от
съемочной площадки. То есть, ты можешь в любой момент приехать на площадку, можешь уехать и заниматься другими объектами. Ты не привязан от звонка до звонка к съемочной площадке.

Откуда локейшен-менеджер берет базу объектов?

База объектов - это такое понятие, которое существует в головах у продюсеров. Они считают, что у каждого локейшена есть некий ящик, в котором хранятся какие-то волшебные объекты, которые в любую секунду по любому требованию вытаскиваются. И отряхивается с них пыль, и они готовы для съемки. Это не так. База объектов - это такой хамелеон, который меняется каждую секунду. Сегодня есть квартира, завтра эту квартиру люди сдали в долгосрочное пользование, и она исчезла из базы. Сегодня в этом ресторане можно снимать, но вчера группа забыла мусорный мешок в ресторане, и этот ресторан закрылся для киносъемок. Всё, мы больше туда не пускаем, говорят они. И так с каждым объектом. То есть, база существует, но она постоянно меняется, и поэтому ежедневно нужно искать новые объекты. Этот процесс не останавливается. У нас есть сообщество локейшн-менеджеров, и мы внутри сообщества, мы очень блюдем закрытость этого сообщества, чтобы никакие чужие люди в него не проникли, потому что внутри мы обмениваемся совершенно, как правило, безвозмездно, даром всеми нашими наработками и поисками, находками новых интересных объектов. Потому что каждому режиссеру и оператору хочется снимать в свежем оригинальном, не затасканном в кино, объекте. Поэтому процесс продолжается постоянно. Вот мы сейчас снимаем в чудесном кафе, и я уже взял телефон администратора на предмет будущих съемок. А вдруг получится!

Другие статьи по теме:

Олег Якушенков
Вопросы про локейшена.
Можно ли начать карьеру в кино с профессии Локейшн-менеджера?

Олег Якушенков, режиссер-постановщик, Локейшн-менеджер. Мастер курса «Location-менеджер. Ключ от всех дверей»

Расшифровка видео:

В кино и в профессию локейшн-менеджера приходят из разных профессий. И в том числе приходят ассистентами. То есть, приходят к опытным локейшн-менеджерам, набираются опыта практического и через год-два-три (кто на что горазд) становятся самостоятельными локейшн-менеджерами. Но точно также можно пройти курс локейшн-менеджмента. Он у нас будет и теоретическим, и практическим, и эти 2-3 года практической работы, которые обычно сопутствуют
получению профессии, эти годы можно сократить до 2-3 месяцев нашего курса, поскольку в нем будут сконцентрированы и разобраны все те нюансы и вопросы, которые возникают на площадке.

Куда можно вырасти с позиции локейшен-менеджера и что для этого нужно?

Профессия локейшн-менеджера самодостаточная. В ней так много всего интересного, что, как правило, из этой профессии (насколько я знаю) люди если и уходят, то только в продюсеры. На моей памяти есть несколько людей, которые, даже оставаясь в профессии, занимаются не только подготовкой съемок на уровне локаций, но и подключают свой опыт в подготовке съемок в качестве набора группы съемочной или организации съемочного процесса со всех сторон. Потому что профессия локейшен-менеджера дает возможность тебе взаимодействовать на съемочной площадке со всеми подразделениями, которые участвуют в производстве кино. И рано или поздно ты начинаешь разбираться во всем, что происходит на площадке. Если ты человек энергичный, предприимчивый и творческий, то ты можешь пойти дальше и стать продюсером.

Другие статьи по теме:

Олег Якушенков
Вопросы про локейшена.
Что будет на курсе: "Location-менеджер. Ключ от всех дверей"?

Олег Якушенков, режиссер-постановщик, Локейшн-менеджер. Мастер курса «Location-менеджер. Ключ от всех дверей»

Расшифровка видео:

На курсе Location-менеджер мы погрузимся, как и положено серьезному курсу, в теорию. Мы изучим всю базу документов и делопроизводства, которое тоже должно идти параллельно с поиском объектов. И обязательно все это перемешаем с практическими занятиями, где мы возьмем сценарий короткометражного фильма и попробуем подготовить к съемке, то есть: найти объекты, подготовить их и, возможно даже, снять. Пройдем все этапы и посмотрим, где какие подводные камни и трудности нас ждут, а где наоборот, у нас будет все хорошо. Как мы обычно мечтаем, чтобы все было хорошо каждый день и каждую минуту. Так что у каждого будет по заданию, и каждый будет делать свою работу на основе тех теоретических знаний, которые я вам дам на теоретических уроках.

Другие статьи по теме:

Олег Якушенков
Вопрос про курс для локейшенов.
Мифы о профессии скрипт-супервайзер.

Анастасия Степанова: Часто думают, что скрипт - это просто человек, который исключительно следит за тем, чтобы не было киноляпов. И мало кто знает, кто такой скрипт-супервайзер самом деле. Но на самом деле скрипт-супервайзер - это человек, который следит за тем, чтобы не было киноляпов, и вопрос весь и все вопросы к скрип-супервайзеру, собственно, сводятся только к тому, как это делается. Потому что есть такое распространенное расхожее мнение, миф очередной, что скрипт-супервайзер - это просто девочка в наушниках. Во-первых, это не только девочка, есть мальчики скрипты. Во-вторых, человек, который сидит там в наушниках, на плейбэке, он на самом деле успевает контролировать вообще весь процесс съемок фильма и следить за тем, чтобы все было соблюдено в соответствии со сценарием, в соответствии со всеми читками, встречами, обсуждениями, придумками режиссера и других творческих авторов этого проекта.
Еще один большой миф - что на скрипт-супервайзера учиться не надо. Конечно, надо!
К сожалению, очень мало сейчас возможностей для того, чтобы выучиться на скрипт-супервайзера. Чаще всего это самый распространенный метод, который работает сейчас - найти себе куратора, действующего скрипта хорошего и напроситься к нему под крылышко, чтобы он тебя взял, научил, все показал и дальше пристроил на какую-то практическую работу. Но учиться, конечно же, нужно, потому что, ну вот никому же не придет в голову, что не нужно учиться на архитектора. Что произойдет со зданием, которое построил человек, который не учился на архитектора. Здание просто рухнет. То же самое происходит с проектом, на которых работают люди, ставшие, занявшие эту должность и не обучившись предварительно этому делу - "здание" просто рушится. Каждую смену.
Вот третий миф, который часто приходится слышать, что скрипт-супервайзер не нужен на площадке, и его работу может выполнять второй режиссер. А еще есть такие предложения, что скрипт может быть совмещен с работой помрежа. Покажите мне второго режиссера, который мог бы быть и вторым режиссером, и скриптом одновременно. И помрежа, который мог бы хлопать у камеры хлопушкой, вести все свои бумажки, документацию, выполнять все свои функции и при этом еще следить за кадром, когда кадр показывается на плейбэке. Это невозможно. Это совмещение двух совершенно разных не только должностей, но и точек нахождения на площадке, и двух совершенно разных сфер ответственности. Это в корне неправильно. И когда мне предлагают что-то подобное, я честно говорю, что будет, извините, но профанация. И вам проще тогда сэкономить на должности скрипта и не брать его. Откровенно - так.
Главный миф - что скриптами работают только девочки. Нет, есть мальчики, очень хорошие, я их знаю. Другой миф - что скриптами работают только молоденькие девочки или мальчики. Нет, тоже неправда, потому что чем больше возраст, то, скорее всего, тем дольше человек проработал на этой должности, больше опыта себе наработал, больше и лучше усовершенствовал свою собственную систему подхода к этой работе. И даже скажу, что на западе и в Европе, откуда к нам эта пришла профессия, чаще всего скриптами работают люди, десятки лет проработавшие в этой должности. То есть, это не просто девочки, девушки, это женщины, дамы в почтенном, уважаемом возрасте. И моя любимая фраза, которая была в том числе на нашем вебинаре - фраза Сильвии Бодро, известного скрипт-супервайзера в Европе - что "режиссеры чаще изменяют своим женам, чем скриптам".


Другие статьи по теме:
Кто такой скрипт-супервайзер? Как Script-супервайзеру вести себя на площадке? Кто и как выбирает скрипта на проект?
Анастасия Степанова
Вопросы про скрипта.
О профессии звукорежиссера рассказала Александра Климова, которая из проекта в проект работает звукорежиссером. Александра преподает в ГИТРе на кафедре звукорежиссуры и у нас на коротком курсе, который готовит звукорежиссеров для работы на площадке.

Расшифровка видео:

На каком этапе кинопроизводства присоединяется звукорежиссер?

Александра Климова: Чаще всего звукорежиссер работает на всех этапах производства, включая подготовительный, от самого начала. Он составляет режиссерскую экспликацию. Собственно потому, что звукорежиссер отвечает не только за техническую сторону звукового решения фильма, но и за художественную тоже. И этим именно он и отличается от звукооператора. Потому что звукооператор - это такая чисто техническая профессия. Звукооператор следит за тем, чтобы все было в рамках дозволенных значений. А звукорежиссер в тот же момент он еще и следит за тем, чтобы все, что происходит со звуком на съемочной площадке в том числе, чтобы это соответствовало художественному замыслу фильма. На практике, чаще всего, звукорежиссер выполняет функции звукооператора на съемочной площадке. Он следит и за художественным аспектом и за техническим аспектом одновременно.

С кем из съемочной группы и на каких этапах взаимодействует звукорежиссер?

Александра Климова: Звукорежиссер очень плотно взаимодействует с основной творческой группой - с режиссером, с продюсером, с оператором, так как звукорежиссер отвечает за все, что происходит фильме со звуком. Звукорежиссер отвечает за звуковое решение фильма. Вместе с основной творческой командой надо его придумать, чтобы это звуковое решение соответствовало изначальному художественному замыслу режиссера и сценариста, и в то же время чтобы оно гармонично соединялось с картинкой. На подготовительном этапе звукорежиссер взаимодействует с режиссером, продюсером,
постольку-поскольку с оператором-постановщиком. Но, в основном, с административной частью съемочной команды. На этапе продакшена теснее всего, наверное, звукорежиссер сотрудничает с операторским цехом, с режиссерским цехом. Потому что он принимает команды от режиссера и сверяется по дублям, по названию дублей. Теснее всего сотрудничает со вторым режиссером, так же и с продюсерской группой, с бум-оператором или с микрофонным оператором.
На этапе постпродакшена звукорежиссер взаимодействует с саунд-дизайнером, с композитором или с музыкальным редактором, взаимодействует напрямую с режиссером, потому что вместе с режиссером они тоже приходят какому-то единому мнению по поводу звукового решения фильма.


Другие статьи по теме:
Шумы. 4 вида звука в создании кино
Речь как способ выражения чувств героев (4 вида звуков в кино)
Кто такой скрипт-супервайзер?
Александра Климова
Вопросы про звукорежиссера.
РЕЧЬ как способ выражения чувств героев.

Речь. Музыка. Тишина. Шумы. Эти 4 вида звука используются при создании звуковой картины.
В прошлом посте про звук мы говорили о шумах. Сегодня речь пойдет о речи. И если шумы — это информация об окружающей среде, мире, атмосфере, то речь — это выражение мыслей, чувств и рассказ о событиях.

Однако, речью не стоит злоупотреблять.
«Если можешь показать, покажи. Если не можешь показать, расскажи» (с)

Речь в кино используется устная и письменная.

Письменная — титр, субтитр, интертитр.
Для титра и интертитра важны размер букв, шрифт, курсив, которые придают определенную степень выразительности.

Интертитры — внутри картины. Например, «Прошло три дня», «Часть II», а также пояснительные надписи, авторский текст.


Устная речь:
1. Несет информацию — какие слова вы используете, а также манера речи, которая говорит о воспитании героя, эмоциональном состоянии, интеллекте.
2. Открывает внутренние чувства персонажа. И тут многое зависит от характера персонажа.

Динамика речи: чем громче говорит персонаж, тем меньше обращаем внимания на текст. Чем больше говорит персонаж, тем меньше обращаем внимания на эмоцию.

Темпоритм: чем быстрее речь, тем больше уничтожается смысл речи.
Козинский: «Все, что быстро произносится, мало значит»

Актерские пробы в идеале делать не только визуальные, но и звуковые. У актеров могут обнаружиться дефекты речи или неестественность речи. Есть актеры, которые обладают выразительной речью, и есть те, у которых речь бесстрастна.

Но текст можно натренироваться говорить так, как требует роль. Все зависит от актера, который хочет эту роль получить.

Другие статьи по теме: Шумы. 4 вида звука в создании кино
На каком этапе кинопроизводства присоединяется звукорежиссер и с кем он взаимодействует?


Расшифровка видео:
Вопрос 3: Кто и как выбирает Script-супервайзера на проект?

Анастасия Степанова: Выбирают на самом деле и режиссер, и продюсер. Кто первый заявит, наверное.
Меня утверждали иногда режиссер, иногда продюсеры. Всегда это было через каких-то знакомых, меня рекомендовали, как правило.
Я приходила, показывала свою таблицу, рассказывала, что вот так я работаю, что за всем вот, за этим я слежу на площадке.
Либо это были настолько хорошие рекомендации, что уже вообще никаких не требовалось консультаций и собеседований.
Со мной просто знакомились либо просто звонили и говорили, что мы тебя берем.
Что для них важно? Наверное, как я могу предположить, это дотошность, ответственность, уверенность какая-то, наверное, в этом человеке. Что человек не подведет и вытянет эту работу на всех самых сложных сменах, на сложных даже этапах. Очень важно личный контакт наладить еще с режиссером, прежде всего. Не столько даже с продюсером. Продюсер выбирает, скорее, вот по всем тем характеристикам, которые уже перечислила. А для режиссера еще всегда важен личный контакт. Потому что скрипт, если это хороший скрипт, и хорошо предполагается поработать с ним в этом проекте, то это всегда очень близкое общение с режиссером. И режиссер хочет доверять своему скрипт-супервайзеру. Потому что в его лице, он понимает, что он может найти даже персонального ассистента, который всегда подскажет не только по каким-то математическим раскладкам сценария, но и по творчеству, драматургии и по монтажу. Если такой личный контакт случается, то это на самом деле очень приятная работа получается в дальнейшем.

Другие статьи по теме:
Кто такой скрипт-супервайзер? Как Script-супервайзеру вести себя на площадке?
Анастасия Степанова
Вопросы про скрипта.
Расшифровка видео:
Вопрос 2: Как скрипт-супервайзеру вести себя на площадке?

Анастасия Степанова: Можно говорить обо всем честно?
Я бы рекомендовала скрипт-супервайзеру почаще ходить в туалет, чем это происходит на самом деле. На самом деле это случается, в лучшем случае, утром, в обед, ну и все.
Ну, а если серьёзно, то три главных качества скрип-супервайзера, помимо одного секрета, это терпение, дипломатия и деликатность. Терпение - потому что придется много работы выполнять, долго. Это долгий путь маленькими шажками. Долго приучать придется людей к тому, как ты работаешь, по какой системе. Терпение - да. Дипломатия - потому что эта работа с людьми, и не всем нравится, что ты подходишь и указываешь на ошибки.
А по сути работы скрипта - это подходить и указывать на то, что человек сделал ошибку, что-то сделал не так. И деликатности - в той же мере. Ты работаешь с людьми, а люди не всегда знают, кто ты такой, не сразу все познакомились. Нужно очень многие моменты учитывать именно психологического рода.
Одно секретное качестве скрипта - это паранойя. И вот свою паранойю нужно держать в руках, потому что гасить ее нельзя. Как только ты подумаешь, что у тебя все хорошо, ты все сделал, то сразу допустишь ошибку. Ее надо немножко культивировать, эту паранойю, но в разумных пределах.

Другие статьи по теме:
Кто такой скрипт-супервайзер? Чего не надо делать скрипт-супервайзеру? Кто и как выбирает скрипт-супервайзера на проект? Мифы о профессии скрипта
Анастасия Степанова
Вопросы про скрипта.
4 вида звука в создании кино.
ШУМЫ.


Речь. Музыка. Тишина. Шумы.
При создании звуковой картины у нас есть только эти 4 типа звуков. Сегодня - о шумах.

ШУМЫ воссоздают реальность на экране, иллюзию достоверности.
Какие есть шумы?
1. природные (пение птиц, шум воды и т.п.),
2. механические (неживая природа — звуки металла, камня, стук каблуков),
3. искусственные (рукотворные шумы).

Природные шумы можно найти в специальных шумотеках. Но опытные звукорежиссеры записывает шумы сами и создают свои шумотеки — может так случиться, что вы найдете, например, стрекот каких угодно кузнечиков, но не тех, что обитают в той стране, в которой происходит действие вашей истории. Зритель, скорей всего, не поймет разницы, но на уровне подсознания может почувствовать «какую-то неправду».

Механические шумы лучше всего записывать, но их необходимо обрабатывать, чтобы они не мешали слышать другие звуки, т.к. они могут быть очень агрессивными.

Талантливые режиссеры ищут особенные звуки, новые и необычные, создают различные звуковые, специфические коктейли. В Голливуде искали звуки с 30-х годов.

Искусственные создаются с помощью генераторов, синтезаторов.

С шумами нужно работать аккуратно. Видели телесериалы, в которых озвучивается каждое движение персонажа, каждый его вздох, непонятно зачем? Особенно телесериальщики любят озвучивать стук каждой вилки за столом, когда персонажи едят, звук каждого глотка воды и т.п. Очень-очень подробно озвучивают то,.. что не имеет никакого значения.

Брессон: «Предназначенное для глаз не должно дублироваться тем, что предназначено ушам. Если глаз покорен, то нужно ничего или почти ничего не давать слуху. Никто не может одновременно смотреть в оба и обратиться в слух».
ВАЖНО ЛИШЬ ТО, ЧТО РАБОТАЕТ НА СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ.

Другие статьи по теме:
Речь как способ выражения чувств героя (4 вида звука в кино)
На каком этапе кинопроизводства присоединяется звукорежиссер и с кем он взаимодействует?

Поговорили о профессии скрипта с опытным скрипт-супервайзером, вторым режиссером, режиссером и сценаристом Анастасией Степановой. Настя, несмотря на свою плотную занятость в кинопроектах, согласилась преподавать у нас единственный в своем роде курс для скрипт-супервайзеров.

Расшифровка видео:
Вопрос 1: Чего не надо делать скрипт-супервайзеру?

Анастасия Степанова: Ну, наверное, как и в любой профессии, в любой должности, скрипт-супервайзеру вам не надо не верить в себя. Очень важно, будучи скриптом на площадке, сохранять полную уверенность в том, что ты знаешь, что делаешь. И ты имеешь права говорить то, что ты предлагаешь, то, что ты напоминаешь, то, что ты уточняешь. Ты имеешь на все это право. Но при этом не надо переходить некие деликатные рамки приличия. Ну, то есть как и в любом коллективе, в съемочной группе нужно соблюдать субординацию. Еще помнить, что режиссер, он всегда остается главным автором этого проекта. Если даже ты считаешь, что ты больше прав сейчас, чем режиссер, потому что лучше знаешь этот сценарий, ты лучше смотришь на эти склейки, и здесь герои должны смотреть туда, идти в эту сторону, вести себя именно так, говорить именно эти слова... Никогда нельзя спорить. Нужно постараться максимально точно все объяснить, лучше донести, как можно лучше донести свою мысль. Но решение остается всегда за режиссером. Это нужно помнить. Потому что, как бы там тебе ни казалось, что бы ты там ни думал, режиссёр всегда видит полную картину. И поэтому он имеет право вето на принятие решения.


Другие статьи по теме:
Кто такой скрипт-супервайзер? Кто и как выбирает скрипт-супервайзера на проект? Мифы о профессии скрипта
Анастасия Степанова
Вопросы про скрипта.
Script-супервайзер

НА САМОМ ДЕЛЕ НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КТО ТАКОЙ СКРИПТ-СУПЕРВАЙЗЕР! И чем он занимается…
Из Википедии можно узнать про супервайзера сценария и помощника режиссера по сценарию (англ. Script Supervisor). Последний ведет во время съемок учет по каждой сцене, чтобы при съемке была возможность убедиться в правильности следования сценарию во всех деталях. Также отслеживает число отснятых за день сцен, число кадров, оценивает предполагаемое экранное время, а также отмечает случаи отступления от сценария».
Но на самом деле профессиональный скрипт-супервайзер делает намного больше, чем тут перечислено.
В нашем кинопроизводстве мало кто работал с профессиональными скриптами — их не так много. БОльшая часть, кто сейчас скриптами работает, выращивали эту профессию самостоятельно, изобретая велосипед.
Мы вводим системное обучение скриптов.
Есть уже «Должностная инструкция», которую скоро выпустит профессиональное Сообщество скриптов, собранное в 2020 году.
Должностная инструкция — это максимально обобщенный опыт всех скриптов Сообщества, стандарт работы. Нужна для того, чтобы прийти к единому пониманию, кто такой скрипт, и чего от него можно ждать, а также вывести параметры, которые позволят классифицировать этого специалиста.
Как определить скрипта на площадке? Чаще всего это тот, кто сидит в наушниках. Или бегает со сценарием по площадке. Или требует что-то сделать от режиссера. Или говорит актеру, что он сделал неправильно.
Но профессионализм определяется так: человека не видно, а работа сделана.
Зачем нужен скрипт?
Скрипт может:
✔️ ответить на любой вопрос
✔️ сэкономить продюсерам немало денег
✔️ предупредить ряд проблем для каждого департамента
✔️ помочь спасти смену
ПОМОЧЬ — ключевое слово в работе скрипта, его главная функция и главный мотив.
Профессиональный скрипт — это надежность в координации цехов, страховка на всех этапах производства.

(отрывок из вебинара Анастасии Степановой, режиссера, 2-ого режиссера, скрипт-супервайзера, преподавателя нашего курса для скриптов).

Другие статьи по теме: Мифы о профессии скрипта.
Кто и как выбирает скрипт-супервайзера на проект?
Чего не надо делать скрипт-супервайзеру?
Как скрипт-супервайзеру вести себя на площадке?
Мы на связи:
г. Москва, м. Крылатское
ул.Осенняя, 23
+7 (977) 320-45-64 (с 10.00. до 20.00)
info@kinocaste.ru (круглосуточно)
© Все права защищены. KINO CASTE 2018-2023