Расшифровка видео:
Мифы о профессии скрипт-супервайзер.

Анастасия Степанова: Часто думают, что скрипт - это просто человек, который исключительно следит за тем, чтобы не было киноляпов. И мало кто знает, кто такой скрипт-супервайзер самом деле. Но на самом деле скрипт-супервайзер - это человек, который следит за тем, чтобы не было киноляпов, и вопрос весь и все вопросы к скрип-супервайзеру, собственно, сводятся только к тому, как это делается. Потому что есть такое распространенное расхожее мнение, миф очередной, что скрипт-супервайзер - это просто девочка в наушниках. Во-первых, это не только девочка, есть мальчики скрипты. Во-вторых, человек, который сидит там в наушниках, на плейбэке, он на самом деле успевает контролировать вообще весь процесс съемок фильма и следить за тем, чтобы все было соблюдено в соответствии со сценарием, в соответствии со всеми читками, встречами, обсуждениями, придумками режиссера и других творческих авторов этого проекта.
Еще один большой миф - что на скрипт-супервайзера учиться не надо. Конечно, надо!
К сожалению, очень мало сейчас возможностей для того, чтобы научиться на скрипт-супервайзера. Чаще всего это самый распространенный метод, который работает сейчас - найти себе куратора, действующего скрипта хорошего и напроситься к нему под крылышко, чтобы он тебя взял, научил, все показал и дальше пристроил на какую-то практическую работу. Но учиться, конечно же, нужно, потому что, ну вот никому же не придет в голову, что не нужно учиться на архитектора. Что произойдет со зданием, которое построил человек, который не учился на архитектора. Здание просто рухнет. То же самое происходит с проектом, на которых работают люди, ставшие, занявшие эту должность и не обучившись предварительно этому делу - "здание" просто рушится. Каждую смену.
Вот третий миф, который часто приходится слышать, что скрипт-супервайзер не нужен на площадке, и его работу может выполнять второй режиссер. А еще есть такие предложения, что скрипт может быть совмещен с работой помрежа. Покажите мне второго режиссера, который мог бы быть и вторым режиссером, и скриптом одновременно. И помрежа, который мог бы хлопать у камеры хлопушкой, вести все свои бумажки, документацию, выполнять все свои функции и при этом еще следить за кадром, когда кадр показывается на плейбэке. Это невозможно. Это совмещение двух совершенно разных не только должностей, но и точек нахождения на площадке, и двух совершенно разных сфер ответственности. Это в корне неправильно. И когда мне предлагают что-то подобное, я честно говорю, что будет, извините, но профанация. И вам проще тогда сэкономить на должности скрипта и не брать его. Откровенно - так.
Главный миф - что скриптами работают только девочки. Нет, есть мальчики, очень хорошие, я их знаю. Другой миф - что скриптами работают только молоденькие девочки или мальчики. Нет, тоже неправда, потому что чем больше возраст, то, скорее всего, тем дольше человек проработал на этой должности, больше опыта себе наработал, больше и лучше усовершенствовал свою собственную систему подхода к этой работе. И даже скажу, что на западе и в Европе, откуда к нам эта пришла профессия, чаще всего скриптами работают люди, десятки лет проработавшие в этой должности. То есть, это не просто девочки, девушки, это женщины, дамы в почтенном, уважаемом возрасте. И моя любимая фраза, которая была в том числе на нашем вебинаре - фраза Сильвии Бодро, известного скрипт-супервайзера в Европе - что "режиссеры чаще изменяют своим женам, чем скриптам".


Другие статьи по теме:
Кто такой скрипт-супервайзер? Как Script-супервайзеру вести себя на площадке? Кто и как выбирает скрипта на проект?
Анастасия Степанова
Вопросы про скрипта.
О профессии звукорежиссера рассказала Александра Климова, которая из проекта в проект работает звукорежиссером. Александра преподает в ГИТРе на кафедре звукорежиссуры и у нас на коротком курсе, который готовит звукорежиссеров для работы на площадке.

Расшифровка видео:

На каком этапе кинопроизводства присоединяется звукорежиссер?

Александра Климова: Чаще всего звукорежиссер работает на всех этапах производства, включая подготовительный, от самого начала. Он составляет режиссерскую экспликацию. Собственно потому, что звукорежиссер отвечает не только за техническую сторону звукового решения фильма, но и за художественную тоже. И этим именно он и отличается от звукооператора. Потому что звукооператор - это такая чисто техническая профессия. Звукооператор следит за тем, чтобы все было в рамках дозволенных значений. А звукорежиссер в тот же момент он еще и следит за тем, чтобы все, что происходит со звуком на съемочной площадке в том числе, чтобы это соответствовало художественному замыслу фильма. На практике, чаще всего, звукорежиссер выполняет функции звукооператора на съемочной площадке. Он следит и за художественным аспектом и за техническим аспектом одновременно.

С кем из съемочной группы и на каких этапах взаимодействует звукорежиссер?

Александра Климова: Звукорежиссер очень плотно взаимодействует с основной творческой группой - с режиссером, с продюсером, с оператором, так как звукорежиссер отвечает за все, что происходит фильме со звуком. Звукорежиссер отвечает за звуковое решение фильма. Вместе с основной творческой командой надо его придумать, чтобы это звуковое решение соответствовало изначальному художественному замыслу режиссера и сценариста, и в то же время чтобы оно гармонично соединялось с картинкой. На подготовительном этапе звукорежиссер взаимодействует с режиссером, продюсером,
постольку-поскольку с оператором-постановщиком. Но, в основном, с административной частью съемочной команды. На этапе продакшена теснее всего, наверное, звукорежиссер сотрудничает с операторским цехом, с режиссерским цехом. Потому что он принимает команды от режиссера и сверяется по дублям, по названию дублей. Теснее всего сотрудничает со вторым режиссером, так же и с продюсерской группой, с бум-оператором или с микрофонным оператором.
На этапе постпродакшена звукорежиссер взаимодействует с саунд-дизайнером, с композитором или с музыкальным редактором, взаимодействует напрямую с режиссером, потому что вместе с режиссером они тоже приходят какому-то единому мнению по поводу звукового решения фильма.


Другие статьи по теме:
Шумы. 4 вида звука в создании кино
Речь как способ выражения чувств героев (4 вида звуков в кино)
Кто такой скрипт-супервайзер?
Александра Климова
Вопросы про звукорежиссера.
РЕЧЬ как способ выражения чувств героев.

Речь. Музыка. Тишина. Шумы. Эти 4 вида звука используются при создании звуковой картины.
В прошлом посте про звук мы говорили о шумах. Сегодня речь пойдет о речи. И если шумы — это информация об окружающей среде, мире, атмосфере, то речь — это выражение мыслей, чувств и рассказ о событиях.

Однако, речью не стоит злоупотреблять.
«Если можешь показать, покажи. Если не можешь показать, расскажи» (с)

Речь в кино используется устная и письменная.

Письменная — титр, субтитр, интертитр.
Для титра и интертитра важны размер букв, шрифт, курсив, которые придают определенную степень выразительности.

Интертитры — внутри картины. Например, «Прошло три дня», «Часть II», а также пояснительные надписи, авторский текст.


Устная речь:
1. Несет информацию — какие слова вы используете, а также манера речи, которая говорит о воспитании героя, эмоциональном состоянии, интеллекте.
2. Открывает внутренние чувства персонажа. И тут многое зависит от характера персонажа.

Динамика речи: чем громче говорит персонаж, тем меньше обращаем внимания на текст. Чем больше говорит персонаж, тем меньше обращаем внимания на эмоцию.

Темпоритм: чем быстрее речь, тем больше уничтожается смысл речи.
Козинский: «Все, что быстро произносится, мало значит»

Актерские пробы в идеале делать не только визуальные, но и звуковые. У актеров могут обнаружиться дефекты речи или неестественность речи. Есть актеры, которые обладают выразительной речью, и есть те, у которых речь бесстрастна.

Но текст можно натренироваться говорить так, как требует роль. Все зависит от актера, который хочет эту роль получить.

Другие статьи по теме: Шумы. 4 вида звука в создании кино
На каком этапе кинопроизводства присоединяется звукорежиссер и с кем он взаимодействует?


Расшифровка видео:
Вопрос 3: Кто и как выбирает Script-супервайзера на проект?

Анастасия Степанова: Выбирают на самом деле и режиссер, и продюсер. Кто первый заявит, наверное.
Меня утверждали иногда режиссер, иногда продюсеры. Всегда это было через каких-то знакомых, меня рекомендовали, как правило.
Я приходила, показывала свою таблицу, рассказывала, что вот так я работаю, что за всем вот, за этим я слежу на площадке.
Либо это были настолько хорошие рекомендации, что уже вообще никаких не требовалось консультаций и собеседований.
Со мной просто знакомились либо просто звонили и говорили, что мы тебя берем.
Что для них важно? Наверное, как я могу предположить, это дотошность, ответственность, уверенность какая-то, наверное, в этом человеке. Что человек не подведет и вытянет эту работу на всех самых сложных сменах, на сложных даже этапах. Очень важно личный контакт наладить еще с режиссером, прежде всего. Не столько даже с продюсером. Продюсер выбирает, скорее, вот по всем тем характеристикам, которые уже перечислила. А для режиссера еще всегда важен личный контакт. Потому что скрипт, если это хороший скрипт, и хорошо предполагается поработать с ним в этом проекте, то это всегда очень близкое общение с режиссером. И режиссер хочет доверять своему скрипт-супервайзеру. Потому что в его лице, он понимает, что он может найти даже персонального ассистента, который всегда подскажет не только по каким-то математическим раскладкам сценария, но и по творчеству, драматургии и по монтажу. Если такой личный контакт случается, то это на самом деле очень приятная работа получается в дальнейшем.

Другие статьи по теме:
Кто такой скрипт-супервайзер? Как Script-супервайзеру вести себя на площадке?
Анастасия Степанова
Вопросы про скрипта.
Расшифровка видео:
Вопрос 2: Как скрипт-супервайзеру вести себя на площадке?

Анастасия Степанова: Можно говорить обо всем честно?
Я бы рекомендовала скрипт-супервайзеру почаще ходить в туалет, чем это происходит на самом деле. На самом деле это случается, в лучшем случае, утром, в обед, ну и все.
Ну, а если серьёзно, то три главных качества скрип-супервайзера, помимо одного секрета, это терпение, дипломатия и деликатность. Терпение - потому что придется много работы выполнять, долго. Это долгий путь маленькими шажками. Долго приучать придется людей к тому, как ты работаешь, по какой системе. Терпение - да. Дипломатия - потому что эта работа с людьми, и не всем нравится, что ты подходишь и указываешь на ошибки.
А по сути работы скрипта - это подходить и указывать на то, что человек сделал ошибку, что-то сделал не так. И деликатности - в той же мере. Ты работаешь с людьми, а люди не всегда знают, кто ты такой, не сразу все познакомились. Нужно очень многие моменты учитывать именно психологического рода.
Одно секретное качестве скрипта - это паранойя. И вот свою паранойю нужно держать в руках, потому что гасить ее нельзя. Как только ты подумаешь, что у тебя все хорошо, ты все сделал, то сразу допустишь ошибку. Ее надо немножко культивировать, эту паранойю, но в разумных пределах.

Другие статьи по теме:
Кто такой скрипт-супервайзер? Чего не надо делать скрипт-супервайзеру? Кто и как выбирает скрипт-супервайзера на проект? Мифы о профессии скрипта
Анастасия Степанова
Вопросы про скрипта.
4 вида звука в создании кино.
ШУМЫ.


Речь. Музыка. Тишина. Шумы.
При создании звуковой картины у нас есть только эти 4 типа звуков. Сегодня - о шумах.

ШУМЫ воссоздают реальность на экране, иллюзию достоверности.
Какие есть шумы?
1. природные (пение птиц, шум воды и т.п.),
2. механические (неживая природа — звуки металла, камня, стук каблуков),
3. искусственные (рукотворные шумы).

Природные шумы можно найти в специальных шумотеках. Но опытные звукорежиссеры записывает шумы сами и создают свои шумотеки — может так случиться, что вы найдете, например, стрекот каких угодно кузнечиков, но не тех, что обитают в той стране, в которой происходит действие вашей истории. Зритель, скорей всего, не поймет разницы, но на уровне подсознания может почувствовать «какую-то неправду».

Механические шумы лучше всего записывать, но их необходимо обрабатывать, чтобы они не мешали слышать другие звуки, т.к. они могут быть очень агрессивными.

Талантливые режиссеры ищут особенные звуки, новые и необычные, создают различные звуковые, специфические коктейли. В Голливуде искали звуки с 30-х годов.

Искусственные создаются с помощью генераторов, синтезаторов.

С шумами нужно работать аккуратно. Видели телесериалы, в которых озвучивается каждое движение персонажа, каждый его вздох, непонятно зачем? Особенно телесериальщики любят озвучивать стук каждой вилки за столом, когда персонажи едят, звук каждого глотка воды и т.п. Очень-очень подробно озвучивают то,.. что не имеет никакого значения.

Брессон: «Предназначенное для глаз не должно дублироваться тем, что предназначено ушам. Если глаз покорен, то нужно ничего или почти ничего не давать слуху. Никто не может одновременно смотреть в оба и обратиться в слух».
ВАЖНО ЛИШЬ ТО, ЧТО РАБОТАЕТ НА СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ.

Другие статьи по теме:
Речь как способ выражения чувств героя (4 вида звука в кино)
На каком этапе кинопроизводства присоединяется звукорежиссер и с кем он взаимодействует?

Поговорили о профессии скрипта с опытным скрипт-супервайзером, вторым режиссером, режиссером и сценаристом Анастасией Степановой. Настя, несмотря на свою плотную занятость в кинопроектах, согласилась преподавать у нас единственный в своем роде курс для скрипт-супервайзеров.

Расшифровка видео:
Вопрос 1: Чего не надо делать скрипт-супервайзеру?

Анастасия Степанова: Ну, наверное, как и в любой профессии, в любой должности, скрипт-супервайзеру вам не надо не верить в себя. Очень важно, будучи скриптом на площадке, сохранять полную уверенность в том, что ты знаешь, что делаешь. И ты имеешь права говорить то, что ты предлагаешь, то, что ты напоминаешь, то, что ты уточняешь. Ты имеешь на все это право. Но при этом не надо переходить некие деликатные рамки приличия. Ну, то есть как и в любом коллективе, в съемочной группе нужно соблюдать субординацию. Еще помнить, что режиссер, он всегда остается главным автором этого проекта. Если даже ты считаешь, что ты больше прав сейчас, чем режиссер, потому что лучше знаешь этот сценарий, ты лучше смотришь на эти склейки, и здесь герои должны смотреть туда, идти в эту сторону, вести себя именно так, говорить именно эти слова... Никогда нельзя спорить. Нужно постараться максимально точно все объяснить, лучше донести, как можно лучше донести свою мысль. Но решение остается всегда за режиссером. Это нужно помнить. Потому что, как бы там тебе ни казалось, что бы ты там ни думал, режиссёр всегда видит полную картину. И поэтому он имеет право вето на принятие решения.


Другие статьи по теме:
Кто такой скрипт-супервайзер? Кто и как выбирает скрипт-супервайзера на проект? Мифы о профессии скрипта
Анастасия Степанова
Вопросы про скрипта.
Script-супервайзер

НА САМОМ ДЕЛЕ НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КТО ТАКОЙ СКРИПТ-СУПЕРВАЙЗЕР! И чем он занимается…
Из Википедии можно узнать про супервайзера сценария и помощника режиссера по сценарию (англ. Script Supervisor). Последний ведет во время съемок учет по каждой сцене, чтобы при съемке была возможность убедиться в правильности следования сценарию во всех деталях. Также отслеживает число отснятых за день сцен, число кадров, оценивает предполагаемое экранное время, а также отмечает случаи отступления от сценария».
Но на самом деле профессиональный скрипт-супервайзер делает намного больше, чем тут перечислено.
В нашем кинопроизводстве мало кто работал с профессиональными скриптами — их не так много. БОльшая часть, кто сейчас скриптами работает, выращивали эту профессию самостоятельно, изобретая велосипед.
Мы вводим системное обучение скриптов.
Есть уже «Должностная инструкция», которую скоро выпустит профессиональное Сообщество скриптов, собранное в 2020 году.
Должностная инструкция — это максимально обобщенный опыт всех скриптов Сообщества, стандарт работы. Нужна для того, чтобы прийти к единому пониманию, кто такой скрипт, и чего от него можно ждать, а также вывести параметры, которые позволят классифицировать этого специалиста.
Как определить скрипта на площадке? Чаще всего это тот, кто сидит в наушниках. Или бегает со сценарием по площадке. Или требует что-то сделать от режиссера. Или говорит актеру, что он сделал неправильно.
Но профессионализм определяется так: человека не видно, а работа сделана.
Зачем нужен скрипт?
Скрипт может:
✔️ ответить на любой вопрос
✔️ сэкономить продюсерам немало денег
✔️ предупредить ряд проблем для каждого департамента
✔️ помочь спасти смену
ПОМОЧЬ — ключевое слово в работе скрипта, его главная функция и главный мотив.
Профессиональный скрипт — это надежность в координации цехов, страховка на всех этапах производства.

(отрывок из вебинара Анастасии Степановой, режиссера, 2-ого режиссера, скрипт-супервайзера, преподавателя нашего курса для скриптов).

Другие статьи по теме: Мифы о профессии скрипта.
Кто и как выбирает скрипт-супервайзера на проект?
Чего не надо делать скрипт-супервайзеру?
Как скрипт-супервайзеру вести себя на площадке?
Мы на связи:
г. Москва, м. Крылатское
ул.Осенняя, 23
+7 (977) 320-45-64 (с 10.00. до 20.00)
info@kinocaste.ru (круглосуточно)
© Все права защищены. KINO CASTE 2018-2022.